Защищать кандидатские и докторские сейчас стало легче, — говорят в вузах Чувашии, — оснащенность лабораторий позволяет проводить самые разные эксперименты и даже делать открытия. Поле огромное – особенно в сфере нано- и биотехнологий. Здесь ученые идут как по новой земле. Наш корреспондент Ольга Петрова побывала в двух лабораториях – сельскохозяйственной академии и межвузовской Чувашского и Московского госуниверситетов, чтобы узнать, на каком оборудовании и над чем сейчас работают наши преподаватели и аспиранты.
То, о чем несколько лет говорили на разных уровнях: от президента страны до совета ректоров чувашских вузов – в сельхозакадемии воплотили в жизнь. В феврале будет ровно полгода, как здесь появилось малое инновационное предприятие. Пока оно работает только с 10-тью хозяйствами. Так сейчас для агрофирмы «Ольдеевская» делают экспресс-анализ кормов.
Рустам Александров, генеральный директор ООО «Малое инновационное предприятие «Академия-био»: «Если раньше на это нужно было 1-2 дня, то теперь мы можем делать за 5-10 минут, и данные получаются точные. Показывает вот, сколько протеина содержится, сколько жира, золы, влаги».
После анализа уже можно разрабатывать индивидуальные рецепты кормов. В лаборатории синтезируют еще и биостимуляторы — добавки в пищу, которые помогают животным привыкать к новым условиям. Здесь говорят, новое оборудование позволяет проводить комплексные исследования.
Владимир Семенов, доктор биологических наук, профессор Чувашской сельхозакадемии: «Получаем системную общую картину, которая позволяет анализировать, как животные проявляют себя в данных условиях среды обитания. Закупили импортный скот из Белоруссии – «АККОНД Агро» Янтиковского района – и вот животные вынуждены адаптироваться к новым условиям».
Один единственный анализ крови — сразу по 18 параметрам. Чтобы поставить диагноз животному и найти подходящий корм, иногда достаточно изучить лишь этот лист с результатами. Еще один новейший аппарат позволяет определить состав почвы. Такой анализ в лаборатории делали и раньше, но он показывал наличие только девяти химических элементов, этот – уже 16-ти, в том числе и тяжелых металлов.
Олег Васильев, профессор кафедры землеустройства и почвоведения Чувашской сельхозакадемии: «В прошлом году приходил фермер из Козловского района, принес почву для определения содержания химических элементов. Не родит почва почему-то. Мы сделали анализ, определили очень низкое содержание фосфора. Дали рекомендации ему применять фосфорное удобрение».
Если у преподавателей сельхозакадемии есть возможность исследовать на практике, насколько эффективны составленные ими рецепты кормов и добавок, то в межвузовской лаборатории ЧГУ и МГУ занимаются наукой в чистом виде – взаимодействием элементов на наноуровне. И вот здесь традиционная химия терпит поражение. Всё началось еще в середине 2000-ых, когда серебряную пластину, покрытую углеродом, нагрели в печи до четырехсот градусов. В учебниках по химии написано, что серебро с углеродом в реакцию не вступает, но серебро исчезло. Потом в атомно-силовой микроскоп увидели, что это просто атом аргентума внедрился между цепочками углерода и получился совершенно новый элемент с новыми свойствами. Потом углерод напыляли на пластины золота, кадмия, меди, синтезировали такие пленки линейно-цепочечного углерода как раз на этой установке.
Алексей Васильев, младший научный сотрудник кафедры теплофизики ЧГУ: «В дальнейшем мы их обжигаем в печи, либо в инертных газах, либо в азоте, либо в вакууме».
Санкт-петербургский институт имени Иоффе предложил чебоксарским ученым перейти на фотовольтарику – преобразование солнечной энергии в электрическую. И в лаборатории ЧГУ уже получили первые образцы тонких фотоактивных пленок.
Валерий Кочаков, профессор кафедры теплофизики ЧГУ, заведующий межвузовской лабораторией ЧГУ и МГУ: «Институт Иоффе получил грант на 150 миллионов по заводу «Хевел», будет работать над повышением КПД солнечных модулей, это их задача, там мощная школа, мощная аппаратура. Они нас приглашали в этом направлении работать, но чтобы наша лаборатория потащила такую вещь, это несерьезно. Наша задача – получить знания и передать знания. В Иоффе, может, скажут: ребята, молодцы, что вы это нащупали».
Среди последних разработок лаборатории – как раз углеродные пленки, у которых изменены электрические свойства. Создавать на базе университета малые предприятия и внедрять разработки в производство здесь не собираются. Главное сейчас – накопить знания. Как говорит Валерий Кочаков, в учебниках по физике наноструктур нет ни одной формулы, потому что любые исследования в этой области пока напоминают движение в кромешной темноте.